?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Насколько опасным может быть невежественное отношение к фасцинации показали трагические события в Нигерии 22-23 ноября 2005 года вокруг конкурса красоты «Мисс Мира».
Что такое фасцинация? В самом общем определении – это всё, что вызывает удивление, очарование, радостный подъем в душе, восхищение, восторженность, умиление, захваченность, одержимость и, в том числе, – эмоциональный шок. Великая сила влияния фасцинации заключается в том, что она минует критическое сознание, отключает цензуру разума, и, преодолевая любые преграды на пути восприятия, действует напрямую на глубинные нейрофизиологические, гормональные и эмоциональные структуры организма и личности.

Среди множества фасцинаций особое место занимают фасцинации этнические и религиозные: образ «истинного человека своего народа», идеалы мужчины и женщины, идеалы достойного социального поведения, святые символы племени и веры. Всё это вплетено в психику каждого члена социума и вызывает прилив фасцинативных чувств, создавая тёплую психологическую атмосферу единения, сплоченности, радости. Удары по системе этнических и религиозных сигналов и систем фасцинации воспринимаются как самое низменное оскорбление, вызывают массовый гнев. Так и произошло в Нигерии. Уже решение о проведении в стране с более чем 200 племенами и преобладанием населения с мусульманским вероисповеданием конкурса «Мисс Мира» содержало огромный риск. И как только население Нигерии узнало об этом, оно отреагировало возмущением. Это был явный сигнал предостережения и следовало сразу отказаться от проведения конкурса в Нигерии, даже если именно её представительница и завоевала звание «Мисс Мира» в предшествующем конкурсе.
У нигерийцев были по крайней мере две веские причины испытывать гнев.
Во-первых, им навязывали чуждое их родной фасцинативной системе американско-европейское представление о женской красоте. У большинства нигерийских племен фасцинативной, то есть сексуально-очаровательной, девушкой считается девушка полная, достигшая внушительных габаритов. Девочек даже очень хорошо кормят, чтобы они к возрасту невест достигали «очаровательной полноты». Так сложилось столетиями и стало этнической фасцинацией этих племен. А им навязчиво внушают, что обворожительны девушки ростом под 180 см  худосочного вида. Это ли не надругательство над их фасцинативным чувством красоты?!
Второе, не менее сильное оскорбление – навязывание в качестве идеала сексуально-демонстрационного женского поведения, то есть выставленной напоказ кокетливой пластики движений, эксгибиционистского оголения на сцене перед мужскими взорами. А в это время идеал поведения женщины для правоверного мусульманина Нигерии диаметрально противоположен!
И когда последовал совершенно «дикий» удар по психике нигерийцев, они не выдержали и превратились в яростную толпу, крушащую все подряд. Я имею в виду опус 20-летней журналистки Ишиомы Даниэл, в котором она, восхищаясь прелестными (с точки зрения европейцев!) конкурсантками, провозгласила на всю Нигерию, что сам пророк Магомет с удовольствием выбрал бы любую в жены, а то и всех сразу. Подобного надругательства над этнической и религиозной фасцинацией нигерийцев мог бы придумать только провокатор, которому поручили «взорвать» Нигерию. Журналистка, конечно же, не провокатор, а просто невежественный в социальной психологии и фасцинетике человек, но это не меняет положения вещей – взрыв народного возмущения произошёл.
Итог его печален: несколько сот человек убиты, тысячи покалечены, разрушено множество христианских церквей, тысячи домов. Одним словом, произошло национальное бедствие, последствия которого будут залечиваться десятилетиями. Правительство Нигерии оказалось не на высоте: конкурсом «Мисс Мира» оно хотело привлечь внимание к своей стране и заработать на туристах. А «заработало» проблемы и огромный материальный ущерб.
Когда речь идет о социальных решениях, которые касаются наций и религиозных конфессий, следует тысячу раз отмерить, в том числе с учетом знаний о религиозной и этнической фасцинации. Ибо фасцинация не прощает циничного или даже всего лишь неумышленно-неосторожного, но «грязноватого», вторжения в свою глубинную  «чарующую сферу». Какими бы благими целями такие вторжения ни прикрывались.
Горе-журналистку нигерийцы-мусульмане приговорили к казни и она, сбежав из Нигерии, где-то скрывалась. Конкурс перенесли в Лондон и прошёл он без обычного блеска и фанфар. А в Нигерии – сотни убитых и тысячи искалеченных. Такова цена цивилизованного невежества.
В последние годы проявил себя ещё один способ невежественно-агрессивного использования фасцинации. Я имею в виду запуск в СМИ карикатур на пророка Мухаммеда.
Карикатура представляет собой,  как правило, художественно выполненную сатирическую зарисовку, едко и ярко высмеивающую личность или социальную группу. В ситуациях войн между государствами и нациями карикатура становится эффективным средством сокрушительно действующей массовой издевательской сатиры, усиливающей ненависть к вражеской стороне. Именно из-за эффективности воздействия карикатурной насмешки ненавидели и боялись карикатуры Наполеон, Гитлер и почти все диктаторы всех времён и народов. Карикатура бьёт и попадает напрямую в эмоциональный мозг, в лимбическую систему мозга, вызывая эмоции отвержения, брезгливости, уничижения и ярости. Опаснее всего такое её воздействие, когда целью является поругание святынь, то есть высших фасцинаций этноса, религии, государства. Карикатура на Мухаммеда, изображающая его в ироническо неприглядном виде, бьёт крайне болезненно по психике верующих-мусульман, для которых Мухаммед – святой пророк, символ прямой связи с Аллахом. Это удар по самому ядру мировоззрения мусульманина. Результатом такого удара может быть только ответная ненависть, злоба, активная массовая агрессивность. Что и произошло во всех странах, где проживают мусульмане, в том числе в США и странах Европы. Нет нужды приводить факты насилий и убийств. За авторами карикатур началась охота мусульман с целью покарать их, уничтожить.
Вывод: невежество в сфере не только психологии народов, но прежде всего в сфере этнической фасцинации, оборачивается конфликтами мирового масштаба, подогреванием межрелигиозной и этнической вражды, облегчения экстремистским группировкам в вербовке смертников. Именно потому, что фасцинация – это тот эмоционально-чарующий цемент, который скрепляет любое человеческое сообщество, от государств и политических партий до подростковых девиантно-экстремистских групп, её следует учитывать в конструировании любых социальных воздействий, в том числе и в борьбе с экстремизмом. Во всяком случае, знание закономерностей фасцинации может значительно помочь в профилактике любых видов и форм экстремистского поведения и «кучкования» в агрессивные сообщества и толпы.